Звезда пленительного счастья

Объявление

Звезда пленительного счастья




Добро пожаловать в Российскую Империю! Вас ждет незабываемый мир дворцовых и любовных интриг, где судьбы героев причудливо переплетаются друг с другом.. Впрочем, подробнее в сюжете и на игровом поле.



Время в игре:

1825 год



Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Звезда пленительного счастья » Академия » Все про Третье Отделение и Особенную канцелярию


Все про Третье Отделение и Особенную канцелярию

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Третье Отделение

190 лет назад – 3 июля 1826 года – именным указом Николая I было создано III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии, главной задачей которого стал политический сыск.

В 1880 году под раскаты народовольческого террора публицист и издатель Михаил Никифорович Катков вынес вердикт III Отделению:

«Что учреждение это было бесполезно, о том громко свидетельствует история последнего времени: оно ничего не предупредило, ничего не пресекло, и зло, с которым оно призвано было бороться, не только не уменьшалось, но возрастало и усиливалось. При ближайшем рассмотрении окажется, что оно не только было бесполезно против зла, но само способствовало его развитию». Тогда, в 1880-м, казалось, все общество с воодушевлением встретило указ об упразднении дискредитировавшего себя ведомства, которое оппоненты власти (например, Александр Герцен) и вовсе называли «центральной конторой шпионажа».

Однако уже в марте 1881 года, через несколько дней после гибели Александра II, обер-прокурору Святейшего синода К.П. Победоносцеву поступил проект воссоздания III Отделения под новым названием – Верховный комитет. Анонимный автор напоминал, что III Отделение «в первые 20 лет своего существования имело обязательный надзор за министрами и делало их de facto ответственными если не перед лицом закона, то перед особой императора».

РЕАКЦИЯ НА ВОССТАНИЕ

В последние годы правления Александра I полномочия высшей полиции были делегированы Особенной канцелярии Министерства внутренних дел, что, впрочем, не мешало функционировать и тайной полиции при штабе Гвардейского корпуса, во Второй армии и южных военных поселениях. Кроме того, продолжал действовать учрежденный еще в 1807 году Комитет охранения общей безопасности; наконец, собственными тайными агентами располагали главный начальник Отдельного корпуса военных поселений А.А. Аракчеев и санкт-петербургский военный генерал-губернатор М.А. Милорадович.

Однако, несмотря на обилие секретных служб, деятельность декабристских кружков так и не была пресечена. Поэтому, когда в январе 1826 года, сразу после восстания декабристов, генерал-лейтенант Александр Христофорович Бенкендорф, бывший одним из самых доверенных лиц Николая I, предложил реорганизовать ведомство политической полиции таким образом, чтобы она «подчинялась системе строгой централизации» и «обнимала все пункты империи», молодой император поручил ему составить подробный проект соответствующей реформы. А чуть позже и доверил руководство новым ведомством.

Впоследствии Николай Павлович строго держался принципа единоначалия в делах политического сыска. Так, летом 1828 года, когда государь отправился на театр военных действий с Турцией, министр внутренних дел А.А. Закревский предложил временно возобновить работу Особенной канцелярии МВД, но получил отповедь от Бенкендорфа:

«Государь император отнюдь сего не позволяет, сие противно намерениям его величества и превышает власть министра внутренних дел, и, наконец, государь император, имея высшую полицию под моим начальством, воспрещает образование всякой другой».

Николай I предпочел вывести ведомство тайной полиции за рамки министерской системы. «Высшая полицейская власть в тесном, основном ее смысле должна проистекать от лица самого монарха и разливаться по всем ветвям государственного устройства», – писал тогда ближайший помощник Бенкендорфа, бывший директор Особенной канцелярии Максим Яковлевич фон Фок.

Именной указ об учреждении III Отделения императорской канцелярии последовал 3 июля 1826 года – за несколько дней до казни декабристов.

В этом здании на Мойке в 1830-х годах располагалось III Отделение Собственной его императорского величества канцелярии

Основу штата нового ведомства (15 из 16 чиновников) составили служащие упраздненной Особенной канцелярии. Бенкендорф был назначен главным начальником, а фон Фок – управляющим III Отделением. К 1842 году штат ведомства вырос до 30 человек, а официальные его расходы превысили 120 тыс. рублей в год. Но организационно III Отделение по-прежнему представляло собой небольшую канцелярию, чиновники которой десятилетиями служили в одной должности и не переходили в другие ведомства.

ЭКСПЕДИЦИИ И «ЭКСПЕДИТОРЫ»

Дела в III Отделении велись по четырем экспедициям. Ведению первой подлежали «все предметы высшей наблюдательной полиции», «наблюдение за общим мнением и народным духом», сбор «сведений подробных о всех людях, под надзором полиции состоящих, высылка и размещение лиц подозрительных и вредных». Эта экспедиция должна была предупреждать злоумышления против императора, искать тайные общества; через нее проходили дела по злоупотреблениям в государственных учреждениях, при рекрутских наборах, на выборах в дворянские собрания.

В компетенцию второй экспедиции вошли «известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам», наблюдение за сектами, получение сведений о различных изобретениях и усовершенствованиях, рассмотрение жалоб по семейным делам, а также вопросы личного состава III Отделения. Позже ей поручили и надзор за четырьмя тюрьмами для государственных преступников.

Третья экспедиция контролировала пропуск иностранцев в Россию, следила за их пребыванием и занималась вопросами высылки. Наконец, четвертая экспедиция ведала «всеми вообще происшествиями в государстве», то есть представляла на высочайшее усмотрение ежемесячную статистику эпидемий, пожаров, волнений и убийств по губерниям. В 1842 году появилась пятая экспедиция, к которой были отнесены цензурные дела, в основном по театру.

Небольшой аппарат чиновников готовил записки главному начальнику III Отделения, а также всеподданнейшие доклады. Число входящих бумаг из других ведомств постоянно росло: со 198 в 1826 году до 2564 в 1840-м, и это не считая многочисленных жалоб и прошений частных лиц, материалов перлюстрации, донесений агентов и жандармских офицеров.

Агентурная сеть III Отделения в николаевское время была неразветвленной: сфера ее внимания ограничивалась преимущественно двумя столицами и Кавказом. Специальных инструкций для агентов не существовало. Незамысловатые методы своей работы чиновник по особым поручениям Н.А. Кашинцев описывал так:

«Постигая возвышенное значение полезных наблюдений, готов с усердием продолжать оное, сообщать все до меня доходящее, докладывая, как и всегда, искренно: что мое – мое, что сообщено – чужое; что правда – правда, что слух – слух. За чужое и за слух не могу отвечать, но если написал, что верно, то верьте, что это верно по происшествию».

Расследования по агентурным донесениям проводились редко. Сам Бенкендорф придерживался мнения, что секретные агенты не могут служить основным источником информации для высшей полиции. В 1832 году он выступил против учреждения секретной агентуры в Варшаве, поскольку «общие способы насчет тайного надзора за нравственностью и поведением людей заключаются в приближении к себе благонравнейших из них и пользующихся общим доверием, которые обыкновенно действуют по означенному случаю не из корысти, а единственно из благородного соревнования к общественному благу».

При этом в николаевское правление была усилена сеть перлюстрационных пунктов при почтовых конторах, существовавшая со времен Екатерины II. Во второй четверти XIX века такие «черные кабинеты» действовали в пяти-восьми городах, выписки же из вскрытых писем стали стекаться в III Отделение.

КОРПУС ЖАНДАРМОВ

Наиболее важной составляющей реформы секретного ведомства явилось подчинение руководителю III Отделения военизированной полиции – сформированного в 1826–1827 годах Корпуса жандармов.

В состав корпуса вошли губернские, портовые и крепостные жандармские команды, жандармские дивизионы в Петербурге и Москве, а чуть позже и лейб-гвардии Жандармский полуэскадрон и Жандармский полк (армейская полиция) – всего свыше 4 тыс. строевых чинов. По «Положению о Корпусе жандармов» 1836 года, эти команды занимались поимкой воров, преследованием разбойников, усмирением «неповиновений и буйств», задержанием беглых и дезертиров, сопровождением рекрутов, преступников, арестантов и пленных. Все это не имело прямого отношения к делам высшей полиции, а относилось к традиционным занятиям «классической», наполеоновской жандармерии, по модели которой военизированная полиция в первой половине XIX века была сформирована также в Испании, Италии и некоторых германских государствах.

Между тем одновременно по проекту Бенкендорфа, который в июне 1826 года был утвержден в должности шефа жандармов, европейская часть России была поделена на пять жандармских округов со штабами в Петербурге, Москве, Витебске, Киеве и Казани. К концу 1830-х годов жандармская сеть охватила всю империю, включая Сибирь, Царство Польское и Закавказье, хотя два последних округа подчинялись в первую очередь наместникам. К середине 1830-х в каждую губернию был направлен отдельный жандармский штаб-офицер. Именно на этих чинов и возложили задачи высшей полиции.

В руководство губернским штаб-офицерам Бенкендорф составил две секретные инструкции. Идею учреждения Корпуса жандармов его шеф определил так:

«Утвердить благосостояние и спокойствие всех в России сословий, видеть их охраняемыми законами и восстановить во всех местах и властях совершенное правосудие».

Для этого штаб-офицеру вменялось в обязанность обращать особое внимание на «злоупотребления, беспорядки и закону противные поступки», следить, чтобы права подданных не нарушались «чьей-либо личной властью или преобладанием сильных лиц». И разумеется, штаб-офицеру следовало всегда помнить о главном пожелании шефа:

«Целью вашей должности должно быть прежде всего предупреждение и отстранение всякого зла».

Инструкция – своеобразный «моральный кодекс жандарма» – скоро стала ходить по рукам. Оппозиционно настроенный литератор Михаил Дмитриев вспоминал, как «достал, с большим трудом, инструкцию, которая давалась Бенкендорфом его тайным агентам». «Учреждение имело целию тайно изыскивать виноватых и правых, порочных и добродетельных, дабы первых наказывать, а вторых награждать, особенно же преследовать взяточников, – отмечал мемуарист. – А основано было это право жандармов… на их собственной добродетели и на чистоте их сердца, в том, вероятно, предположении, что всякой, надевающий голубой мундир небесного цвета, тотчас делается ангелом во плоти!»Секретный возок, доставивший двух ссыльных поляков в Иркутск за 6000 верст от Санкт-Петербурга. Худ. Е.М. Корнеев

Со своей стороны, журналист и писатель Фаддей Булгарин, активно сотрудничавший с III Отделением, уже в феврале 1827 года доносил Бенкендорфу: «Инструкция жандармам ходит по рукам. Ее называют уставом Союза благоденствия. Это поразило меня и обрадовало».

ЛЕГЕНДА О ПЛАТКЕ

При этом власть подавала обществу определенный сигнал: жандармских офицеров следует воспринимать как проводников воли императора, стоящих на защите справедливости и призванных помогать всем, чьи права нарушаются. Не случайно широкое распространение получила «легенда о платке», которая сперва бытовала в жандармской среде. История эта красивая:

«Государь на неоднократно повторенную просьбу шефа об инструкции вместо ответа подал ему однажды белый платок, сказав: «Не упускай случаев утирать слезы несчастным и обиженным – вот тебе инструкция»».

Жандармские офицеры также стремились проникнуться духом предстоящей им высокой миссии. Например, в январе 1830 года отставной тогда полковник Леонтий Васильевич Дубельт писал жене:

«»Не будь жандармом», – говоришь ты, но понимаешь ли ты… существо дела. Ежели я, вступая в корпус жандармов, сделаюсь доносчиком, наушником, тогда доброе имя мое, конечно, будет запятнано. Но ежели, напротив, я… буду опорою бедных, защитою несчастных; ежели я, действуя открыто, буду заставлять отдавать справедливость угнетенным, буду наблюдать, чтобы в местах судебных давали тяжебным делам прямое и справедливое направление, – тогда чем назовешь ты меня?.. Не буду ли я тогда достоин уважения, не будет ли место мое самым отличным, самым благородным?»Приемная графа А.Х. Бенкендорфа. Неизвестный художник. Конец 1820-х годов

Сослуживец Бенкендорфа в годы Наполеоновских войн, декабрист князь Сергей Волконский утверждал, что идея создания такой «когорты добромыслящих» посетила Бенкендорфа во Франции. Даже советский историк Натан Эйдельман обратил внимание, что «Бенкендорф звал в свое ведомство едва ли не «всех» и особенно рад был вчерашним вольнодумцам, которые – он знал – умнее, живее своих косноязычных антиподов, да и служить будут лучше, коли пошли».

При подборе жандармских чинов ставка делалась на участников Наполеоновских войн, известных своими боевыми заслугами. Как писал жандармский генерал начала XX века Александр Иванович Спиридович:

«Какая же еще среда могла дать соответствующий контингент лиц для выполнения такой высокой задачи? Только русская армия, в массе своей всегда служившая верой и правдой своим государям».

Компетенция и обязанности губернских штаб-офицеров даже в негласном документе были сформулированы весьма размыто, и потому своеобразным оказалось их служебное положение. Не имея законодательно очерченных полномочий, жандармы не могли отдавать приказы или распоряжения местным властям и даже требовать дела и справки из губернских казенных учреждений. Но через своего шефа они имели прямой канал связи с императором. При этом расплывчатость жандармских полномочий была частью общего замысла «когорты добромыслящих».

«Власть жандармов, – писал Бенкендорф в 1842 году, – по моему мнению, не должна быть исполнительная, – ее действия должны ограничиваться одними наблюдениями, и здесь чем более они независимы, тем более могут быть полезны… Жандармы должны быть… как посланники в иноземных державах: по возможности все видеть, все знать и ни во что не вмешиваться».

Так что если и называть губернских штаб-офицеров политической полицией, то нельзя забывать, что действовали они вполне открыто (отсюда «мундиры голубые») и средств на создание агентурной сети в николаевское время не получали.

КАНАЛ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Николай I требовал от высшей полиции бдительного надзора за ссыльными декабристами, гвардией, студентами и кружками литераторов. Во второй четверти XIX века через первую экспедицию III Отделения прошли известные дела студентов братьев Петра, Михаила и Василия Критских, кружка Николая Сунгурова, «О лицах, певших пасквильные стихи» (то есть первое дело Александра Герцена и Николая Огарева), о Польском восстании 1830–1831 годов. Подавляющее большинство подобных дел касалось поляков – участников восстания и ссыльных, но в общем ряду архивных папок III Отделения политические дела занимали отнюдь не первое место.

Сфера интересов высшей полиции вырисовывалась постепенно. С годами III Отделение стало своеобразной приемной власти или, как сейчас принято говорить, каналом обратной связи между властью и обществом.

В условиях расширения университетского образования и формирования интеллигенции общественное мнение превращалось в фактор политической жизни. Первый шеф жандармов полагал совершенно необходимым целенаправленное влияние правительства на общественные настроения. «Общественное мнение для власти то же, что топографическая карта для начальствующего армией во время войны», – читаем в первом же отчете III Отделения.

Печатное слово становилось главным каналом вырабатывания общественного мнения, и высшая полиция не могла находиться в стороне от литературного процесса эпохи. Цензурные и даже репрессивные меры III Отделения в этой сфере досконально изучены, однако существовал и другой аспект участия высшей полиции в литературных делах.

Так, секретарем Бенкендорфа являлся прозаик и поэт А.А. Ивановский, а адъютантом Дубельта, ставшего начальником штаба Корпуса жандармов, служил писатель В.А. Владиславлев; чиновниками III Отделения в 1840-х годах были поэт В.Е. Вердеревский, писатель П.П. Каменский, сын директора Императорских театров М.А. Гедеонов. Ведомство на Фонтанке пользовалось услугами «Северной пчелы» Ф.В. Булгарина и Н.И. Греча и активно сотрудничало с целым рядом изданий. Статьи и заметки по заказу III Отделения писали Н.А. Полевой, М.Н. Загоскин, П.А. Вяземский, за финансовой поддержкой в III Отделение в разные годы обращались А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

Однако «литературная аристократия» стремилась к большей самостоятельности. В 1831 году Пушкин обратился с предложением к шефу жандармов: «С радостью взялся бы я за редакцию политического журнала… Около него соединил бы я писателей с дарованиями и таким образом приблизил бы к правительству людей полезных, которые все еще дичатся, напрасно полагая его неприязненным к просвещению». Но эта идея так и не нашла отклика.

Бенкендорф, одновременно с 1826 года исполнявший обязанности командующего Императорской главной квартирой, сопровождал государя во всех поездках по России и Европе. В таких путешествиях часто подданные Российской империи подавали на высочайшее имя жалобы, прошения и записки. Эти бумаги попадали затем в III Отделение: их сортировали и передавали ответственным ведомствам, а III Отделение контролировало исход дела.

О ТОНКОСТЯХ БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Николаю I было ясно, что в наследство от старшего брата ему досталась застарелая проблема – неупорядоченность центрального и местного аппарата управления. Его беспокоило, что укреплявшаяся бюрократия собирала все нити управления в своих руках, тогда как между высшей властью и подданными вырастало «бюрократическое средостение». III Отделение докладывало Николаю о чиновниках:

«Они-то и правят, и не только отдельные, наиболее крупные из них, но, в сущности, все, так как им известны все тонкости бюрократической системы».

В этой ситуации на III Отделение и жандармов легла задача сбора сведений о центральных ведомствах и губернском чиновничестве (особенно в отдаленных губерниях) и надзор за их деятельностью. Наблюдательный «декабрист без декабря» Николай Тургенев отмечал в этой связи, что «потребность в секретном надзоре свойственна почти всем самодержавным государям и объяснить ее можно только полнейшим неведением происходящего вокруг».

В феврале 1832 года все губернские штаб-офицеры получили секретный циркуляр, который предписывал «обратить самое бдительное внимание на тех из господ чиновников, помещиков, купцов и другие сословия, которые своим званием, или богатством, связями, умом, просвещением, или другими достоинствами имеют дурное или хорошее влияние на окружающих и даже на чиновников высшего звания». Ведомости следовало представлять дважды в год: негласный надзор за губернской бюрократией принял систематический характер.

В III Отделении собралась огромная картотека: многие жандармские характеристики на чиновников империи позволяют «материализовать» мир гоголевского «Ревизора». Например, председатель ярославской казенной палаты «не довольствуется теми выгодами своего места, какие, так сказать, освящены временем и как бы вошли в постоянный бюджет, но сосредоточил в руках своих всю доходную часть отделений палаты, лишив таким образом советников большей части тех выгод, которыми они могли бы пользоваться». О казанском губернаторе, генерал-майоре Альберте Карловиче Пирхе, император узнал следующее:

«Должного уважения г. губернатор не имеет. Я не смел бы положиться на слухи для столь уважительного лица в губернии, но сам всему очевидец; кроме обедов ежедневных по купечеству, а после обеда в театре, обременен к тому же спячкой. Нельзя успеть при такой жизни в делах».

О случаях злоупотреблений, требовавших немедленной реакции, жандармы докладывали в срочных донесениях. Николай I по докладу Бенкендорфа мог тут же принять административное решение – о переводе, удалении или предании чиновника суду. Но чаще записки передавали в ответственное министерство, после чего возникала длительная межведомственная переписка, итог которой предугадать было сложно. Впрочем, для выяснения всех обстоятельств император мог направить в губернию ревизоров. В результате жандармских донесений в николаевское время было уволено более десяти губернаторов и сотни чиновников разных рангов. Конфликт с местными жандармами стоил должности и более высокопоставленным чинам, в частности генерал-губернатору Восточной Сибири В.Я. Руперту и генерал-губернатору Западной Сибири П.Д. Горчакову.

Характер жандармского надзора иллюстрирует дело оренбургского гражданского губернатора И.Д. Талызина. В 1841 году местный жандармский штаб-офицер обвинил губернатора в многочисленных злоупотреблениях, а также в пьянстве и непристойном поведении. Начальник Казанского жандармского округа, однако, опроверг эти сведения. Тайная полиция оказалась в затруднении. «Будучи поставлен в заблуждение, которому из означенных дошедших до меня сведений, противоречащих одно другому, верить», Бенкендорф запросил мнение оренбургского военного губернатора, генерал-лейтенанта В.А. Перовского.

Перовский принял сторону Талызина, но жандармский офицер представил новую записку о разгульном образе жизни губернатора. Дело было доложено императору. Для выяснения всех обстоятельств Николай I направил в Оренбург сенатора-ревизора, который в итоге обвинил жандарма в распространении нелепых слухов («вместо того чтобы по обязанности жандармского штаб-офицера заботиться об устранении всякого ропота и недоверия к правительству»). Жандарм был немедленно уволен. Годы спустя, уже как частному лицу, ему стали известны факты, подтверждавшие злоупотребления Талызина и указывавшие на предвзятость сенаторского отчета, причем на сей раз новый военный губернатор Оренбурга не стал защищать губернатора гражданского. На полях записки бывшего жандарма сохранилась резолюция Алексея Федоровича Орлова, шефа жандармов с 1845 года:

«Очень жаль, сердце болит, а помочь нельзя».

Хорошо знающий внутреннюю кухню столичных министерств и ведомств, шеф жандармов посредством всеподданнейших докладов и записок оказывал прямое влияние на кадровую политику императора. Бенкендорф стоял за целым рядом важных перестановок, к примеру за отставкой министра внутренних дел А.А. Закревского и министра юстиции А.А. Долгорукова, а также за назначением министром народного просвещения С.С. Уварова.

«НРАВСТВЕННЫЕ ПОЛИЦМЕЙСТЕРЫ»

По результатам наблюдений жандармы передавали в III Отделение и разнообразные проекты – от губернской реформы до реформы винного откупа. Таким образом, в III Отделении скопился уникальный массив сведений о внутреннем состоянии империи. По этим материалам служащие высшей полиции составляли ежегодные всеподданнейшие отчеты, которые давно привлекают внимание историков нетривиальными суждениями о политической и общественной жизни страны (среди них одно из самых известных – «крепостное состояние есть пороховой погреб под государством»).

Стоит отметить, что ведомство политической полиции было наименее бюрократизированным учреждением в системе управления, созданной Николаем I. К примеру, в 1848 году жандармский полковник А.В. Васильев не постеснялся в докладной записке обвинить в злоупотреблениях собственного начальника Л.В. Дубельта. И для Васильева эта выходка осталась без последствий.

Хорошей иллюстрацией служат и опубликованные записки симбирского штаб-офицера Эразма Ивановича Стогова. Ему случалось заниматься примирением жениха с невестой, полюбовно решать истории с картежными проигрышами; однажды он заступился за местного архитектора, которого губернатор вышвырнул из дома. В отношении служащих судебных палат Стогов поступал так:

«…попадались по жалобам секретари, столоначальники, заседатели и тому подобные: берут взятки – бери, Бог с ними, на то они и крапивное семя, а то жадные, возьмет с одного и берет с противника, обиженная сторона жалуется. <…> Приходит виновный, я самым ласковым образом говорю, что затрудняюсь в одном деле и обращаюсь к его опытности; прошу его совета и приглашаю в кабинет, двери на замок – и там уж объяснение, от которого сойдет с головы три мыла! Видя трусость и раскаяние, обещание немедля возвратить деньги и клятву более так не делать, – выходя из кабинета, я вежливо благодарю его за умный и опытный совет. Далее кабинета дело не шло. Не помню случая, чтобы были рецидивисты. Цель достигалась без оскорбления». Сам Стогов именовал себя «нравственным полицмейстером».

Тайной полиции в таком виде не было нигде в мире; непременной чертой ее являлось абсолютное, непоколебимое доверие царя к шефу жандармов – вся система тайного надзора была выстроена «под Бенкендорфа». Так, Василий Андреевич Жуковский после длительного разговора с Николаем I записал в дневнике: император «полагает, что Бенкендорф не может обмануться».

Роль III Отделения снизилась уже при Алексее Орлове, который также был ближайшим другом и правой рукой Николая I, но к делам высшей полиции относился довольно прохладно. А в правление Александра II успело смениться шесть начальников высшей полиции. К этому времени их статус в неформальной придворной иерархии стал несравненно ниже. С послаблением правительственного контроля печати и с земской реформой 1860-х годов тайный надзор III Отделения за губернской администрацией и обществом уже выглядел явным анахронизмом: действительно, представить шефа жандармов эпохи Александра II в роли личного цензора Льва Николаевича Толстого или Федора Михайловича Достоевского было бы крайне затруднительно. Губернские жандармы, в свою очередь, оказались плохо подготовлены к противостоянию подпольным кружкам революционеров.

Возвращаясь к словам Михаила Каткова, стоит упомянуть, что в конце своей инвективы против III Отделения он вполне справедливо добавлял: «Оно имело смысл и могло в своем смысле действовать, когда было частью соответствовавшей ему системы». По большому счету система, о которой писал Катков, рухнула со смертью Николая I. III Отделению так и не удалось выкарабкаться из-под ее обломков.

Григорий Бибиков,
кандидат исторических наук

https: //историк. рф/ journal/ третье-отделение/

https://forumstatic.ru/files/001c/2c/84/82370.png

0

2

Третье отделение

Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии — высший орган политической полиции Российской империи в правление Николая I и Александра II (с 1826 по 1880 годы). Занимался надзором за политически неблагонадёжными лицами и сыском. Исполнительным органом третьего отделения был Отдельный корпус жандармов. Во главе отделения стоял главноуправляющий (т. н. шеф жандармов). По своему значению отделения императорской канцелярии приравнивались к министерствам.

После восстания декабристов и восшествия на престол императора Николая I императорская канцелярия была разделена на функционально обособленные отделения. В числе прочих 3 (15) июля 1826 года было создано и Третье отделение во главе с А. Х. Бенкендорфом.

25 июня 1826 года император Николай I подписал указ об учреждении новой должности шефа жандармов с назначением на неё начальника 2-й кирасирской дивизии, генерал-адъютанта (впоследствии графа) А. Х. Бенкендорфа, и подчинением ему всех жандармов, как состоящих при войсках (Жандармский полк), так и числившихся по Корпусу внутренней стражи (Жандармские команды). А Высочайшим указом от 3 (15) июля 1826 года Особая канцелярия Министерства внутренних дел была преобразована в самостоятельное учреждение, под названием Третьего Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, отданное под главное начальство того же Бенкендорфа. Таким образом, высшая полиция и жандармская часть соединялись под начальством одного лица.

В основании Отделения сыграли важную роль, с одной стороны, политические события того времени (и прежде всего восстание декабристов), а с другой — убеждение императора в могуществе административных воздействий не только на государственную, но и на общественную жизнь. В распоряжение Третьего отделения было передано здание на набережной Мойки, 58 (не сохранилось). Граф А. Х. Бенкендорф оставался главным начальником Отделения до самой своей смерти (15 сентября 1844); преемником его был князь Алексей Фёдорович Орлов (с 17 сентября 1844 по 5 апреля 1856 года).

Круг ведения нового учреждения в указе 1826 года был определён так:

   

Все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей Полиции;
    Сведения о числе существующих в Государстве разных сект и расколов;
    Известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и пр. коих разыскание и дальнейшее производство остаются в зависимости Министерств: Финансов и Внутренних дел;
    Сведения подробные о всех людях, под надзором Полиции состоящих, равно и все по сему предметы распоряжения;
    Высылка и размещение людей подозрительных и вредных;
    Заведывание наблюдательное и хозяйственное всех мест заключения, в коих заключаются Государственные преступники;
    Все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из оного выезжающих;
    Ведомости о всех без исключения происшествиях;
    Статистические сведения, до Полиции относящиеся.


Третье Отделение занималось сыском и следствием по политическим делам, осуществляло цензуру (до 1865), боролось со старообрядчеством и сектантством, ведало политическими тюрьмами, расследовало дела о жестоком обращении помещиков с крестьянами, позднее надзирало за революционерами и антиправительственно настроенными общественными деятелями. Каждый год сотрудники отделения составляли для императора обзоры общественно-политической жизни.

В инструкции Бенкендорфа чиновнику III Отделения целью отделения провозглашается «утверждение благосостояния и спокойствия всех в России сословий, восстановление правосудия». Чиновник III Отделения должен был следить за потенциально возможными беспорядками и злоупотреблениями во всех частях управления и во всех состояниях и местах; наблюдать, чтобы спокойствие и права граждан не могли быть нарушены чьей-либо личной властью или преобладанием сильных или пагубным направлением людей злоумышленных; чиновник имел право вмешиваться в тяжбы до их окончания; имел надзор за нравственностью молодых людей; должен был узнавать «о бедных и сирых должностных людях, служащих верой и правдой и нуждающихся в пособии», и т. п. Граф Бенкендорф даже не находил «возможности поименовать все случаи и предметы», на которые должен обратить внимание чиновник III Отделения при исполнения своих обязанностей, и предоставлял их его «прозорливости и усердию». Всем ведомствам было предписано немедленно удовлетворять все требования чиновников, командируемых III Отделением. В то же время чиновникам предписывалось действовать мягко и осторожно; замечая незаконные поступки, они должны были «сначала предварять начальных лиц и тех самых людей и употребить старания для обращения заблудших на путь истины и затем уже обнаружить их худые поступки пред правительством».

Структура на 1826 год

Отделение, занимавшее с 1838 г. бывший особняк В. П. Кочубея (набережная Фонтанки, 16), подразделялось на экспедиции. Первоначально было 4 экспедиции; в 1828 году была введена должность цензора, в 1842 году учреждена V (цензурная) экспедиция. Личный состав Третьего Отделения в 1826 году был определён в 16 человек, в 1829 году усилен до 20 человек, в 1841 году — до 28. К концу правления Александра II в отделении трудилось 72 человека, не считая секретных агентов.

Организационная структура III Отделения получила более сложный вид 28 марта 1839 года вследствие присоединения к нему Корпуса жандармов, причем оба управления, III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и Штаб Корпуса жандармов, под главным ведением генерал-адъютанта графа Бенкендорфа подчинялись Свиты Его Величества генерал-майору Леонтию Дубельту, с именованием его «начальником Штаба Корпуса жандармов и управляющим III Отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии». При отделении была предусмотрена особая юрисконсультская часть.

В 1847 году был организован архив III отделения, где хранились дела всех экспедиций, доклады и отчёты императору, а также приложения к делам (например, вещественные доказательства).

Список экспедиций
I экспедиция

Ведала всеми политическими делами — «предметами высшей полиции и сведениями о лицах, состоящих под полицейским надзором».

Через I экспедицию проходили дела, имевшие «особо важное значение», независимо от их принадлежности к сфере деятельности других экспедиций. Экспедиция ведала наблюдением за общественным мнением («состоянием умов») и составлением общих и частных обозрений важнейших событий в стране («всеподданнейших» докладов), наблюдением за общественным и революционным движением, деятельностью отдельных революционеров, общественных деятелей, деятелей культуры, литературы, науки; организацией политического сыска и следствия, осуществлением репрессивных мер (заключение в крепость, ссылка на поселение, высылка под надзор полиции), надзора за состоянием мест заключения. Экспедиция занималась сбором сведений о злоупотреблениях высших и местных государственных чиновников, ходе дворянских выборов, рекрутских наборов, сведений об отношении к России иностранных государств (до середины 1866). Позднее в I экспедиции остались лишь дела об «оскорблении членов царской фамилии».

II экспедиция

Занималась раскольниками, сектантами, фальшивомонетчиками, уголовными убийствами, местами заключения и «крестьянским вопросом» (разыскание и дальнейшее производство дел по уголовным преступлениям оставалось за Министерствам внутренних дел; связанные с фальшивомонетчиками — за Министерством финансов).

Осуществляла надзор за деятельностью в России различных религиозных конфессий, распространением религиозных культов и сект, а также административно-хозяйственным заведованием общегосударственными политическими тюрьмами: Алексеевским равелином, Петропавловской крепостью, Шлиссельбургской крепостью, Спасо-Евфимиевым монастырем и Шварцгольмским домом. Организовывала борьбу с должностными и особо опасными уголовными преступлениями. Собирала сведения о деятельности общественных организаций, культурных, просветительских, экономических, страховых обществ, о различных изобретениях, усовершенствованиях, открытиях, а также о появлении фальшивых денег, документов и т. п. Занималась рассмотрением жалоб, прошений, доносов и составлением докладов по ним. Осуществляла надзор за решением гражданских дел о разделах земель и имущества, случаях супружеской неверности и др. Занималась комплектованием штатов III Отделения и распределением обязанностей между структурными подразделениями.

III экспедиция

Занималась специально иностранцами, проживающими в России, и высылкой неблагонадёжных и подозрительных людей.

С 1826 года до середины 1866 экспедиция осуществляла наблюдение за пребыванием иностранцев в России, контроль за их приездом и отъездом, выполняя функции контрразведки. С середины 1866 года к III экспедиции перешли также функции I экспедиции по наблюдению за общественным и революционным движением и производству дознаний по политическим делам. С 1873, в связи с ликвидацией IV экспедиции, её функции по сбору сведений о происшествиях на территории России (в том числе на железных дорогах) были также возложены на III экспедицию.

IV экспедиция

Вела переписку о «всех вообще происшествиях», ведала личным составом, пожалованиями; занималась надзором за периодической печатью.

Осуществляла сбор информации о всех важных событиях в стране: выступлениях крестьян, волнениях в городах, мероприятиях правительства по крестьянскому вопросу и т. д. В IV экспедицию поступали сведения о видах на урожай, снабжении населения продовольствием, о ярмарках, ходе торговли и др., а также донесения из действующей армии во время военных действий, о столкновениях и инцидентах на границах Российской империи. Экспедиция руководила борьбой с контрабандой, проводила сбор материалов о злоупотреблениях местной администрации, сведений о происшествиях (пожарах, наводнениях и других бедствиях, уголовных преступлениях и т. д.). Ликвидирована в 1873 году.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Третье_отделение

0

3

ОСОБЕННАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ

Особенная канцелярия — орган военной разведки в Российской империи при главном штабе русской императорской армии. Создана 27 января (8 февраля) 1812 по указу императора Александра I и вошла в состав военного министерства[2]. Толчком к созданию этой структуры послужил разрыв дипломатических отношений с Россией[3] со стороны императора Франции Наполеона Бонапарта и его враждебные настроения.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Особенная_канцелярия

Особенная канцелярия Министерства внутренних дел. 1811–1826.

К ведению Особенной Канцелярии относились: политический розыск, борьба с общественным и революционным движением, расследование дел о государственных преступлениях, оскорблении царской фамилии, надзор за деятельностью масонских лож, религиозных сект, состоянием мест заключения и приведением в исполнение приговоров; сбор сведений о положении крестьян и борьба с крестьянским движением, надзор за деятельностью цензуры и борьба с распространением запрещенных изданий, наблюдение за ввозом иностранной литературы; надзор за подготовкой и проведением эвакуации населения пограничных губерний, размещением военнопленных в период Отечественной войны 1812 года, борьба со шпионажем, наблюдение за иностранцами, принятие в русское подданство, выдача виз и видов на жительство иностранцам, выдача заграничных паспортов и разрешений на возвращение российских подданных из-за границы; разбор важных гражданских и уголовных дел, прошений частных лиц, сбор сведений о происшествиях, борьба с деятельностью националистов и антирусскими настроениями на Кавказе, надзор за политическим и экономическим положением, состоянием управления и настроением населения Польши, борьба с общественным и революционным движением в Польше; сбор сведений о политическом положении в зарубежных странах, о важных событиях за границей, противодействии других государств политике России и об их действиях в ущерб российским интересам.

Рапорты, донесения, докладные записки Особенной канцелярии на имя императора Александра I, министра полиции, министра внутренних дел. Материалы об общественном движении в России в 1808–1826 гг., о государственных преступлениях, антиправительственных высказываниях, распространении слухов. Документы по надзору за ссыльными, обвинявшимися в противоправительственной деятельности (1811–1826 гг.): М.М. Сперанским, М.Л. Магнитским и др. Списки сосланных, материалы о расформировании Семеновского полка (1820–1821 гг.), распространении в Минске листовок с текстом конституции, якобы данной Королевству Польскому (1816 г.); о деятельности студенческих обществ в Вильно (1823–1824 гг.), тайных обществах в Польше (1826 г.), распространении слухов о событиях 14 декабря 1825 г. в Петербурге, революционной агитации в военных поселениях. Дело о заключении в крепость г. Янушевича (он же П. Усов), обвинявшегося в представлении императору Александру I проекта освобождения крестьян за выкуп (1820–1826 гг.).

Материалы о деятельности в России масонов (1815–1826 гг.): масонских ложах «Великой ложи Астреи» (1815–1822 гг.), «Великой провинциальной ложи» (1815–1819 гг.), масонских ложах в Бессарабии и участии в них А.С. Пушкина, масонской ложи в Вильно, документы о масонах, обнаруженные в кабинете Александра I после его смерти, записка М.Л. Магнитского об иллюминатах, обществе Иоахима и др.; устав общества франкмасонов в Польше (1820 г.).

Документы о положении крестьян, крестьянском движении (1801–1826 гг.): жестоком обращении помещиков с крестьянами, слухах об освобождении крестьян (1812 г., волнениях крестьян в Киевской губернии (1826 г.).

Материалы об Отечественной войне 1812 г. Документы о подготовке Франции к войне с Россией (1811–1812 гг.): сведения о засылке Наполеоном шпионов в Россию, борьбе со шпионажем, появлении фальшивых денег. Документы о проведении эвакуации и других мероприятий, связанных с началом военных действий (1812–1815 гг.): сведения об организации снабжения действующей армии, организации ополчения, борьбе с агитацией противника среди населения, с распространением прокламаций Наполеона, борьбе со шпионажем. Материалы наблюдения за настроением населения пограничных губерний (1812–1815 гг.): сведения об антирусских настроениях, саботаже при организации ополчения в Западных губерниях. Документы о размещении военнопленных и интернированных (1812–1818 гг.): сведения о военнопленных, побегах и др. Документы о конфискации имущества иностранцев, покинувших Москву вместе с французскими войсками, переписка по выполнению условий русско-австрийской конвенции о выдаче дезертиров (1815–1816 гг.).

Материалы по управлению Царством Польским (1809–1826 гг.): о деятельности наместника в Польше великого князя Константина Павловича, о политическом и экономическом положении в Польше, письма А. Чарторыжского и других корреспондентов на имя императора Александра I (в том числе письмо Н.М. Карамзина, возражавшего против восстановления независимости Польши.).

Документы о националистических выступлениях на Кавказе (1810–1818 гг.): дворянском заговоре в Грузии и репрессиях против его участников.

Документы о надзоре за деятельностью цензуры (1808–1826 гг.): сведения о количестве типографий и книжных лавок (1811–1812 гг.), об открытии типографий, запрещении отдельных изданий, разборе жалоб на действия цензуры.

Материалы об организации и деятельности полиции, состоянии мест заключения (1811–1826 гг.): учреждении тайной полиции в Москве (1811–1814 гг.), об организации и содержании агентуры, о содержании арестантов в Шлиссельбургской крепости, Алексеевском равелине и других тюрьмах, списки заключенных Алексеевского равелина (1817 г.).

Материалы о борьбе со шпионажем (1816–1826 гг.).

Документы о надзоре за иностранцами в России (1810–1826 гг.), принятие в российское подданство, выдаче видов на жительство; списки иностранцев, прибывших в Россию в 1817–1826 гг.

Переписка Особенной Канцелярии в связи с выдачей заграничных паспортов и разрешений на возвращение русских подданных из-за границы (1808-1825 гг.), алфавиты, списки выданных паспортов (1809–1826 гг.). Материалы о развитии экономики, о различных проектах и предложениях (1810–1826 гг.): развитии торговли, снабжении армии, таможенной системе, финансах, экономическом положении Крыма и др.

Документы о ревизии Могилевской, Гродненской и Подольской губерний (1811 г.), утверждении ханов Малой Киргиз-Кайсацкой орды (1811–1812 гг.).

Документы о политическом положении в иностранных государствах (1815-1826 гг.): деятельности цензуры в Германском союзе (1819 г.), волнениях в Париже (1820 г.), введении конституции в Испании (1820 г.), репрессиях австрийских властей в Италии (1820 г.), список лиц, высланных из Франции (1816 г.).

Документы о расследовании крупных уголовных преступлений (1811–1826 гг.): краж, убийств, разбоев, изготовлении фальшивых денег, злоупотреблениях чиновников и др. Переписка по прошениям частных лиц, жалобам, имущественным спорам, о долгах, назначении чиновников, пенсиях, пособиях (1816–1821 гг.) и др.

Документы по расследованию дел об оскорблении царской фамилии (1816–1826 гг.)

Финансовые отчеты и книги на выдачу жалования (1811–1826 гг.). Входящие и исходящие журналы (1810–1826 гг.).

https://guides.rusarchives.ru/funds/oso … -1811-1826

0

4

Военная разведка Российской империи

По инициативе военного министра Барклая-де-Толли в 1810 году была создана Экспедиция секретных дел при военном министерстве, которая в 1812 году была переименована в Особенную канцелярию при военном министре.

В 1815 году она была упразднена, а разведывательные функции были переданы в первое отделение Управления генерал-квартирмейстера Главного штаба. Оно получало сведения, в основном от министерства иностранных дел, хотя иногда к дипломатическим миссиям прикомандировывались с разведывательными целями и офицеры.

https://ru.ruwiki.ru/wiki/Военная_разведка_Российской_империи

0

5

Глава 27. Разведка при Александре I

Слово жандармерия буквально переводится, как люди оружия. Жандармерия появилась во Франции в 1445 году, как военно-полицейские формирование многоцелевого назначения, выполняющее функции охраны правопорядка, как в армии, так и внутри страны.

В России название жандармерия впервые упоминается в 1792 году в связи с учреждением особой конной команды в составе войск Великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I.

В 1815 году в русской армии были созданы жандармские соединения, призванные наблюдать за порядком и настроениями в среде военнослужащих, а в 1817 году жандармерия начала использоваться, как политическая полиция и внутри страны.

Во времена Александра I в России впервые в полную силу проявляется новый фактор, оказывающий влияние на формирование государственных институтов власти и отсутствовавший раньше.

Это масонские тайные организации. Одной из целей деятельности масонских обществ является постепенное разрушение существующего государства, поэтому масоны ведут модернизацию государственных органов власти не в русле исторически сложившихся традиций, а в русле собственного плана.

Согласно намерениям масонов, им необходимо ограничить роль первого лица в государстве, единоличного органа государственного управления, и усилить роль коллективного законодательного органа.

Первые робкие попытки в этой области относятся еще ко временам Екатерины Великой, которой масоны предлагали отказаться от абсолютизма.

Во времена Александра I впервые роль государственных органов власти стала меняться не в результате спонтанных действий государственных лиц, объективных причин, или случайных обстоятельств, а в результате планомерных действий людей, интересы которых расходятся с интересами самого русского государства.

Основной идей модернизации государственных органов власти в начале XIX века, явилась идея введения в стране конституции, свода законов ограничивающих власть единоличного законодательного органа управления — императора.

Однако, император Александр, первоначально склонявшийся к введению конституции, уже к 1803 году отказался от этой идеи и решил, что необходимо улучшать административное управление в рамках существующей системы.

При императоре был создан совещательный орган, куда входили министры и влиятельные чиновники, которых назначал туда сам император, председателя также назначал он. В 1810 году этот законодательно-совещательный орган получил название Государственного совета.

Кроме Государственного совета обсуждение законов производилось и в органах исполнительной власти: Комитете министров, Канцелярии его императорского величия, Синоде, Адмиралтейском и Военном советах и потом поступали сразу на подпись императору.

Роль Сената в XIX веке снижается, Сенат представляет собой объединение полусамостоятельных департаментов, глава Сената является одновременно и министром юстиции. Фактически роль Сената была сведена до уровня министерства, даже одной из его частей.

Таким образом, в начале XIX века единственным законодательным органом власти был Император. Законно-совещательными органами при императоре были Государственный совет, а часть функций выполняли исполнительные органы.

Чрезвычайно важным для понимания истории военной разведки России являются сведения о деятельности Первого отделения квартирмейстерской части Российской армии накануне войны с Наполеоном.

В 1801 году военный министр России Барклай-де-Толли направляет военных агентов в российские посольства для ведения разведывательной работы.

Особое внимание уделялось Франции. Военному агенту Чернышёву удалось завербовать сотрудников военного ведомства Наполеона, готовившего для него в единственном экземпляре стратегическую сводку.

Агентом Александра I был также министр иностранных дел Франции Талейран, имевший псевдонимы «Анна Ивановна» и «кузен Анри». В целях конспирации его донесения, пересылаемые Российским посольством из Парижа, начинались словами: «Анна Ивановна пишет».

Представляют несомненный интерес данные о развитии русской военной агентурной разведки в 1880–1903 годах, что диктовалось совершенствованием оружия и применением в военных целях новых технических средств.

После поражения царской России в Крымской войне, а также разгрома французской армии под Седаном в 1870 году, стало очевидно, что техническая революция в средствах вооружённой борьбы выдвигает военную разведку на передний план в деле обеспечения руководства армии сведениями, а также образцами новейшей военной техники.

С середины XVIII — начала XIX веков в истории внешней разведки России не происходит значительных изменений ни в организации, ни в структуре.

Сведения о работе разведке за данный период весьма немногочисленны и не позволяют судить в полном объеме о самоотверженной работе наших разведчиков за рубежом на благо России.

В начале XIX века в истории России происходят важные события — в 1802 году вместо коллегий, созданных при Петре Великом около ста лет назад, Александр I создает систему министерств.

Министерство иностранных дел (МИД) до второй половины XIX века продолжало выступать преемником коллегии Иностранных дел в области ведения внешней разведки, получая от постоянных миссий и представительств России за рубежом разнообразные разведывательные сведения, в том числе и по военным вопросам.

Начало нового, XIX века, ознаменовалось для России борьбой с наполеоновской Францией. Перед лицом грозного противника Россия, как никогда, нуждалась в ценной информации, способной выявить его планы.

В 1810 году в жизни разведки России происходит четвертое важное событие — после создания в 1549 году Посольского приказа, в 1654 году — Приказа тайных дел и приобретении разведкой в 1716 году правовой основы.

1 февраля 1810 года военным министром России становится генерал Барклай де Толли — незаурядная личность, полководец и настоящий патриот России.

Летом 1810 года он разрабатывает и вводит в действие впервые в истории Особенную канцелярию — орган, отвечающий сугубо за сбор и обработку разведывательных данных, поступающих от специальных агентов (их первоначальное количество определялось в семь человек).

Конспирации ее деятельности придавалось огромное значение, и здесь Барклай де Толли добился значительных успехов — в мемуарах и воспоминаниях эпохи о канцелярии не сказано ни слова.

Прежде всего, деятельность «Особенной канцелярии» отвечала за военную разведку в отношении западноевропейских стран, поскольку существовала военная угроза со стороны Наполеона.

Военный министр предписывал разведчикам собирать данные «о числе войск, особенно в каждой державе (первые семь разведчиков действовали во Франции, Австрии, Саксонии, Баварии, Швеции, Испании, Германии), об устройстве образовании и вооружении их, о состоянии крепостей, способностях и достоинствах лучших генералов и расположении духа войск».

«Не менее еще желательно достаточное иметь известие о числе, благосостоянии, характере и духе народа, о местоположениях и произведениях земли, о внутренних источниках сей империи, то есть государства, в котором находился тот, или иной агент, или средствах к продолжению войны».

Данное обстоятельство свидетельствует, что пока не существовало четкого деления на военную и внешнюю разведки. Особенную известность приобрел полковник Чернышев — по официальной версии личный представитель Александра I при Наполеоне.

В действительности Чернышев занимался сбором разведывательных данных и для контактов с одним из самых известнейших инициативников в истории разведки России, министром иностранных дел Наполеона Ш.М. Талейраном (известного под псевдонимами «Красавец Леандр», «Анна Ивановна»).

О деятельности Чернышева известно очень немного. Известно, что за короткий срок полковнику удалось создать сеть информаторов в правительственной и военной сферах Парижа, наладить и расширить деятельность лиц, подкупленных за большие, в том числе и за личные деньги.

Один из них — подкупленный сотрудник военного министерства Франции Мишле, входивший в специальную группу. Раз в две недели он составлял сводку лично для Наполеона о численности и дислокации французских Вооруженных Сил.

Успехи о деятельности Чернышева в последнее время вдохновляют многих отечественных историков для создания удачливого образа русского разведчика.

Однако зададимся вопросом: как конкретно его деятельность повлияла на дальнейший ход событий? Несмотря на самоотверженную деятельность полковника, сведения «Красавца Леандра» и других источников Россия никак не смогла подготовиться к предстоящей войне против Наполеона, который в сентябре 1812 году вошел в Москву.

К сожалению, судьба «Особенной канцелярии» оказалась недолговечной. После увольнения в сентябре 1812 года Барклая де Толли с поста военного министра его детище — первый в России и Европе специальный орган разведки — было расформировано и возродилось в 30-е года этого же века.

Функции канцелярии перешли непосредственно к военному министру, часть офицеров-разведчиков отозвана на родину. С окончательной победой в 1815 году над Наполеоном военная угроза над Россией отпала, и потребность в создании специальных органов разведки — с точки зрения властей предержащих — не являлась насущной.

https://history.wikireading.ru/247306

0

6

Немного о предшественниках: Особенная канцелярия министерства полиции.


ОСО́БЕННАЯ КАНЦЕЛЯ́РИЯ МИНИ­СТЕ́Р­СТВА ПОЛИ́ЦИИ, учреждение, за­ни­мав­шее­ся в Рос­сии по­ли­тич. ро­зы­ском, борь­бой с об­ще­ст­вен­ным и ре­во­лю­ци­он­ным дви­же­ни­ем.

Осо­бен­ная кан­це­ля­рия Ми­ни­стер­ст­ва по­ли­ции (МП) об­ра­зо­ва­на в 1811, вклю­ча­ла 3 от­де­ле­ния (сто­ла) и сек­рет­ную часть. 1-й стол осу­ще­ст­в­лял над­зор за ино­стран­ца­ми, вы­да­вал за­гра­нич­ные пас­пор­та; при­ни­мал в рос. под­дан­ст­во, вы­да­вал ви­зы и ви­ды на жи­тель­ст­во ино­стран­цам, вы­да­вал за­гра­нич­ные пас­пор­та и раз­ре­ше­ния на воз­вра­ще­ние рос. под­дан­ных из-за гра­ни­цы; бо­рол­ся со шпио­на­жем; над­зи­рал за на­хо­дя­щи­ми­ся на тер­ри­то­рии Рос. им­пе­рии ино­стран­ца­ми, вклю­чая на­руж­ное на­блю­де­ние и аген­тур­ную раз­ра­бот­ку. 2-й стол со­би­рал све­де­ния о ти­по­гра­фи­ях и книж­ных лав­ках, ве­дал цен­зу­рой; осу­ще­ст­в­лял кон­троль за вво­зом и вы­во­зом из Рос­сии ли­те­ра­ту­ры и про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва. 3-й стол вёл борь­бу с об­ществ. и ре­во­люц. дви­же­ни­ем, гос. пре­сту­п­ле­ния­ми, ан­ти­пра­ви­тельств. вы­ска­зы­ва­ния­ми, ос­корб­ле­ния­ми имп. фа­ми­лии, рас­про­стра­не­ни­ем слу­хов; над­зи­рал за со­блю­де­ни­ем гос. тай­ны, за ма­сон­ски­ми ло­жа­ми (см. Ма­сон­ст­во) и ре­лиг. сек­та­ми, дея­тель­но­стью сту­денч. и тай­ных об­ществ; бо­рол­ся с ре­во­люц. аги­та­ци­ей в во­ен­ных по­се­ле­ни­ях; над­зи­рал за ли­ца­ми без оп­ре­де­лён­но­го мес­та жи­тель­ст­ва и др.; на­блю­дал за на­строе­ни­ем кре­сть­ян и на­се­ле­ния по­гра­нич­ных гу­бер­ний; ве­дал раз­ме­ще­ни­ем во­ен­но­плен­ных и ин­тер­ни­ро­ван­ных; со­би­рал све­де­ния о борь­бе с на­цио­на­ли­ста­ми и ан­ти­рус­ски­ми на­строе­ния­ми на Кав­ка­зе, о по­ли­тич. и эко­но­мич. по­ло­же­нии Цар­ст­ва Поль­ско­го (с 1815); со­би­рал све­де­ния о важ­ных со­бы­ти­ях за гра­ни­цей и вёл тай­ный ро­зыск от­но­си­тель­но про­ти­во­дей­ст­вия др. го­су­дарств по­ли­ти­ке Рос. им­пе­рии. Сек­рет­ная часть кон­тро­ли­ро­ва­ла про­жи­ва­ние вы­слан­ных из сто­лиц лиц; сле­ди­ла за не­бла­го­на­дёж­ны­ми, за­ни­ма­лась де­ла­ми о зло­упот­реб­ле­ни­ях по­ли­цей­ских чи­нов­ни­ков; раз­би­ра­ла важ­ные гражд. и уго­лов­ные де­ла, сле­ди­ла за со­стоя­ни­ем мест за­клю­че­ния и при­ве­де­ни­ем в ис­пол­не­ние при­го­во­ров.

Во вре­мя Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 1812 О. к. МП ве­ла борь­бу со шпио­на­жем, ве­да­ла под­го­тов­кой и про­ве­де­ни­ем эва­куа­ции, раз­ме­ще­ни­ем во­ен­но­плен­ных и ин­тер­ни­ро­ван­ных. По­ми­мо это­го, О. к. МП го­то­ви­ла ма­те­риа­лы о разл. про­ек­тах и пред­ло­же­ни­ях: по раз­ви­тию тор­гов­ли, снаб­же­нию ар­мии, по со­вер­шен­ст­во­ва­нию та­мо­жен­ной и фи­нан­со­вой сис­тем, улуч­ше­нию эко­но­мич. по­ло­же­ния Кры­ма и др. В 1819 в свя­зи с уп­разд­не­ни­ем Мин-ва по­ли­ции пе­ре­да­на в Ми­ни­стер­ст­во внут­рен­них дел. В со­ста­ве МВД О. к. про­дол­жа­ла ис­пол­нять свои функ­ции, но её зна­че­ние бы­ст­ро воз­рос­ло на­столь­ко, что им­пе­ра­тор ре­гу­ляр­но за­слу­ши­вал до­к­ла­ды на­чаль­ни­ка О. к. МВД. По­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ния де­каб­ри­стов в 1825 имп. Ни­ко­лай I в 1826 под­пи­сал указ о при­сое­ди­не­нии О. к. МВД к Соб­ст­вен­ной Е. И. В. кан­це­ля­рии. О. к. МВД ста­ла ос­но­вой Третье­го от­де­ле­ния.

Ру­ко­во­ди­тель О. к. МП (МВД) – М. Я. фон Фок (1811–26).

https://old.bigenc.ru/military_science/text/2681058

0


Вы здесь » Звезда пленительного счастья » Академия » Все про Третье Отделение и Особенную канцелярию


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно